Концепция устойчивого развития ПАО «ЛУКОЙЛ»:
В своей деятельности Компания руководствуется принципами устойчивого развития и старается достичь равновесия между социально-экономическим и природно-экологическим развитием. Концепция устойчивого развития Компании включает:
Повышенное внимание к экологическим последствиям основной деятельности, снижение негативных воздействий на окружающую среду и климат;
Внедрение технологических, управленческих и научных инноваций в бизнес-процессы;
Поиск решений и технологических процессов, которые способствуют достижению задачи энерго- и ресурсосбережения;
Поиск альтернативных видов энергии;
Выпуск экологически чистой продукции.
ЛУКОЙЛ разделяет принципы Глобального договора ООН и Социальной хартии российского бизнеса, что находит свое отражение в деятельности Компании по содействию устойчивому экономическому росту и повышению уровня социальной ответственности.
Социальная ответственность
ЛУКОЙЛ является ответственным членом гражданского общества и добросовестным участником рыночного хозяйства. Осознавая ответственность перед всеми заинтересованными сторонами в странах и регионах своей деятельности, Компания проводит социально ориентированную политику в области защиты окружающей среды и системы экологического менеджмента, регулирования вопросов труда и занятости, осуществляет широкую благотворительную и спонсорскую деятельность.
ЛУКОЙЛ развивает деловые практики Компании в области благотворительности, социального партнерства, экологии, поддержки коренных малочисленных народов Севера.
Задачи в области устойчивого развития
Задачи в области устойчивого развития интегрированы в общую бизнес-стратегию, их решение обеспечивается в ходе реализации целевых программ и планов развития по бизнес-сегментам.
При формировании и утверждении планов, бюджетов и инвестиционных программ Совет директоров учитывает необходимость достижения целей, содержащихся в Программе экологической безопасности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также в Политике и Функциональной стратегии по управлению персоналом и программах благотворительности и спонсорства. Контроль решения стратегических задач осуществляется на стратегическом и оперативном уровне.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами
Взаимодействие с заинтересованными сторонами является одной из составляющих в системе организации бизнес-процессов.
Основные группы заинтересованных сторон определены в ряде нормативных документов Компании, включая:
Кодекс деловой этики ПАО «ЛУКОЙЛ»;
Социальный кодекс ПАО «ЛУКОЙЛ»;
Политика ПАО «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке;
Политика управления персоналом ПАО «ЛУКОЙЛ».
Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами осуществляется на всех уровнях управления Компанией, используется широкий арсенал механизмов и форм сотрудничества, соответствующий характеру вопросов и масштабу решаемых задач, находящихся в сфере обоюдных интересов.

Помимо форм взаимодействия, которые законодательно обусловлены или являются требованиями рынков, ЛУКОЙЛ применяет разнообразные формы работы с этой группой заинтересованных сторон. Принята Политика ПАО «ЛУКОЙЛ» по вопросам работы с акционерами, в которой зафиксированы обязательства Компании по защите прав акционеров, по выявлению и анализу проблем, а также совершенствованию существующих и разработке новых форм взаимодействия. Одной из таких новых форм работы стали встречи в регионах с миноритарными акционерами. Ответственным подразделением является Управление по работе с депозитарными и регистраторскими институтами Департамента поддержания листинга и обращения акций Компании.
Постоянные механизмы взаимодействия (включая обязательные) | Периодические механизмы взаимодействия | Обратная связь и результаты |
---|---|---|
Годовое и внеочередное собрание акционеров и отчетность. | Встречи с миноритарными акционерами в регионах РФ, встречи с инвесторами, участие в инвестиционных конференциях, взаимодействие с банковскими аналитиками, презентации, поездки в регионы, capital days и др. | Система обратной связи: специальный телефонный номер, обращение в Управление отношений с инвесторами и акционерами и др. |

В 2014 году было подписано Соглашение между работодателем и профобъединением на 2015-2017 года. Компания уделяет большое внимание вопросам организации условий труда в соответствии с неукоснительным соблюдением законных прав работников, создает необходимые условия для развития работников и обмена передовым опытом. Реализуются программы, направленные на поддержание и совершенствование эффективной системы охраны труда и социальной защиты. Несмотря на сложные экономические условия, не было допущено массового высвобождения работников. Осуществляется постоянный мониторинг эффективности системы мотивации.
Постоянные механизмы взаимодействия (включая обязательные) | Периодические механизмы взаимодействия | Обратная связь и результаты |
---|---|---|
Коллективный договор. Соглашение с профобъединением. Внутренний портал, корпоративные СМИ. | Встречи с рабочими коллективами. | Отчеты о выполнении коллективного договора. Система обратной связи: телефон доверия. |

Основной формой взаимодействия на региональном уровне являются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве (подробно освещено на странице «Взаимодействие c регионами»).
Постоянные механизмы взаимодействия (включая обязательные) | Периодические механизмы взаимодействия | Обратная связь и результаты |
---|---|---|
Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с регионами РФ и муниципальными образованиями. Презентации по КСО и отчеты о деятельности в области устойчивого развития Презентации в связи с принятием очередной Экологической программы. | Участие в региональных и федеральных программах, заключение дополнительных соглашений и протоколов сотрудничества. | Подписано 11 соглашений с субъектами РФ, 25 допсоглашений и 14 протоколов о сотрудничестве. Регулярная оценка результатов взаимодействия по окончании срока действия соглашения. |

ЛУКОЙЛ сотрудничает с крупнейшими российскими и зарубежными компаниями. Например, многолетние партнерские отношения связывают Компанию и ПАО «Газпром». Продукция Компании поставляется крупнейшим машиностроительным, транспортным, промышленным компаниям в России и за рубежом.
Постоянные механизмы взаимодействия (включая обязательные) | Периодические механизмы взаимодействия | Обратная связь и результаты |
---|---|---|
Соглашения о партнерстве, участие в отраслевых конференциях и деловых саммитах, участие в рейтингах и конкурсах. | Соглашения о сотрудничестве. | Выполнение условий соглашений. |

Принята концепция «Клиентоориентированная АЗС», в рамках которой внедряются механизмы изучения мнения потребителей.
Постоянные механизмы взаимодействия (включая обязательные) | Периодические механизмы взаимодействия | Обратная связь и результаты |
---|---|---|
Опросы клиентов. | Маркетинговые и социальные акции. | Горячая линия, прием обращений уполномоченным сотрудником. |

Компания взаимодействует с широким кругом общественных, деловых, муниципальных организаций, используются разнообразные методы сотрудничества. Помимо Конкурса социальных и культурных проектов – единого механизма взаимодействия во всех регионах присутствия – Компания применяет другие формы. Например, на протяжении многих лет является членом Российского союза промышленников и предпринимателей и иных деловых ассоциаций. Также ЛУКОЙЛ оказывает поддержку ведущим российским организациям, в том числе Русскому географическому обществу, с которым подписано соглашение о сотрудничестве в целях развития исследований и популяризации науки.
Компания также является участником, организатором и спонсором форумов, тематических и региональных конференций, круглых столов и других мероприятий. В частности, ЛУКОЙЛ является постоянным спонсором крупных экономических форумов в Санкт-Петербурге и в Сочи, масштабных спортивных мероприятий (таких, как региональные и общероссийские соревнования по различным видам спорта и др.), театральных постановок, выставок, гастролей и других важных для страны событий.
Постоянные механизмы взаимодействия (включая обязательные) | Периодические механизмы взаимодействия | Обратная связь и результаты |
---|---|---|
Презентации по КСО и отчеты о деятельности в области устойчивого развития. Презентации в связи с принятием очередной Экологической программы. Конкурс социальных и культурных проектов (проводится в 19 субъектах РФ). Соглашения с правообладателями коренных малочисленных народов (КМН). | Участие в мероприятиях ассоциаций. Диалоги с общественностью в регионах в рамках подготовки отчетов о деятельности в области устойчивого развития. Общественные слушания по проектам строительства и реконструкции объектов. Совместные проекты. | Участие общественности в конкурсных процедурах. Предложения, поступаюшие в ходе диалогов. Участие в работе координационных советов и съездов КМН. |