ЛУКОЙЛ ПРОВЕЛ УЧЕНИЕ ПО ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВА НЕФТИ
20 июня 2007 г.
Сегодня ЛУКОЙЛ провел международное комплексное учение по ликвидации последствий аварии танкера в районе нефтяного терминала ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» (Ленинградская область).
В учении приняли участие представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Госморспасслужбы России, Северо-Западного регионального центра МЧС РФ, Росприроднадзора, а также финские специализированные суда «Нylje» и «Seili». За ходом учений наблюдали представители общественных организаций и средств массовой информации.
Цель учения - отработка взаимодействия государственных структур с нефтяными компаниями-операторами и спасательной службой Финляндии в районе Выборгского залива при ликвидации последствий аварии танкера и разлива нефти в соответствии с Региональным планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в российской зоне ответственности Балтийского моря.
По замыслу учений на акватории ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» в результате столкновения с рыболовным судном танкер с грузом мазута получил пробоину выше ватерлинии. В результате столкновения возник пожар и произошел разлив нефтепродукта в объеме около 1100 тонн.
Для тушения пожара к аварийному танкеру были направлены портовый буксир и дежурное многоцелевое спасательное судно, оснащенные наружными системами пожаротушения. После ликвидации пожара пострадавшие были доставлены в мобильный медицинской пункт с помощью вертолета и быстроходного катера. У борта аварийного танкера была пришвартована баржа для сбора разлившегося мазута и развернуто боновое заграждение.
Собранная нефтеводяная смесь была передана на береговой приемный пункт ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II», откуда с помощью специальных плавсредств была доставлена на танкер «Экомар», который в соответствии с планом ликвидации разливов ушел в район порта Санкт-Петербург для сдачи на приемный пункт.
Мониторинг нефтяного пятна осуществлялся с вертолета и судна экологического контроля.
Между тем, в соответствии с замыслом учения под воздействием сменившегося ветра возникла угроза загрязнения части береговой зоны в районе бухты Кислицина. В связи с этим в целях предотвращения загрязнения береговой полосы с помощью катера были выставлены боновые заграждения. Непосредственно в береговой полосе работали аварийно-восстановительный отряд «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» и подразделения Северо-Западного регионального центра МЧС РФ, которые установили берегоизолирующие боны, развернули нефтесборные системы и установили емкости для временного хранения собранных нефтепродуктов. В прибрежной полосе были также задействованы катамараны, оснащенные нефтесборными системами.
В результате предпринятых мер, оперативных и четких действий сотрудников терминала «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» и специалистов государственных органов им удалось в сжатые сроки ликвидировать последствия аварии танкера, собрать все разлившиеся нефтепродукты и не допустить загрязнения береговой полосы.
Подводя итоги учения, Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Анатолий Барков, в частности, сказал: «Наша Компания всегда уделяла повышенное внимание вопросам безопасности производства и охраны окружающей среды. При строительстве терминала «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» были предприняты беспрецедентные меры по охране окружающей среды, применялись самые совершенные технологии и оборудование, которые позволяют свести к нулю риск загрязнения воздуха, земли и воды. Несмотря на то, что по своему техническому оснащению и высочайшему уровню средств защиты окружающей среды наш терминал уже сегодня входит в число самых экологически защищенных портов мира, мы намерены продолжать работу по усовершенствованию природоохранных мероприятий в зоне нашей ответственности».
«РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» находится на значительном расстоянии от населенных пунктов в несколько раз превышающем нормативную санитарно-защитную зону, что обеспечивает надежную защиту населения. Все танкеры, заходящие на терминал, должны иметь двойной корпус (борта и дно), изолированные системы для балластных вод и для груза, современное навигационное оборудование с электронными навигационными картами. РПК «ЛУКОЙЛ-II» принимает только суда, оборудованные системой возврата газов, которая позволяет улавливать испарения нефтепродуктов при загрузке танкеров. На терминале также предусмотрена лазерная швартовка судов, которая гарантирует идеальную точность всех перемещений в акватории терминала. Современное навигационное оборудование позволяет РПК войти в глобальную морскую систему спасения и бедствия (ГМССБ). Технологический флот состоит из 5 судов (включая нефтесборщики), 25 скиммеров (механизмы для сбора нефтепродуктов) и оснащен заградительными бонами. Один из скиммеров оборудован дистанционным управлением, что дает возможность использовать его на расстоянии до 40 метров от нефтесборной баржи. В акватории терминала постоянно дежурит буксир. Резервуары для хранения нефтепродуктов построены по принципу «стакан в стакане». Емкости резервуаров имеют двойные стены, исключающие утечки. Сливная железнодорожная эстакада имеет бетонные лотки, исключающие случайное попадание нефтепродуктов в почву. Терминал оборудован современными системами для очистки сточных вод. Противопожарные меры включают в себя системы орошения резервуаров, установки пенотушения и водяную завесу на причальных сооружениях.