Основная деятельность Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов Российской Федерации – Северо-Западного (на территории Ненецкого автономного округа, Республики Коми и Калининградской области), Приволжского (на территории Пермского края и Республики Татарстан), Уральского (на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и Южного (на территории Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия).
Западная Сибирь является основным регионом добычи нефти Компанией, а также ее основной ресурсной базой.
Первое нефтяное месторождение в Западной Сибири было открыто в 1960 году, а уже в 1964 году в регионе началась промышленная добыча нефти. На сегодняшний день Западная Сибирь является крупнейшим регионом нефтедобычи в России. Большинство месторождений в регионе являются сверхкрупными и расположены вблизи друг от друга.
Компания ведет деятельность в Западной Сибири с момента своего основания, когда был создан государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть» на базе трех добывающих предприятий Западной Сибири.
В Западной Сибири ЛУКОЙЛ ведет деятельность на территории двух автономных округов: Ханты-Мансийского (в основном нефтяные месторождения) и Ямало-Ненецкого (в основном газовые месторождения).
На Западную Сибирь приходится более половины проходки в разведочном бурении группой «ЛУКОЙЛ». Значительные объемы геолого-разведочных работ в этом регионе обусловлены необходимостью воспроизводства его сырьевой базы. Несмотря на высокий уровень разведанности запасов в Западной Сибири, геолого-разведочные работы в этом регионе отличаются высокой эффективностью и результативностью.
Основные перспективы региона связаны с разработкой трудноизвлекаемых запасов. Поэтому одной из стратегических задач Компании является развитие соответствующих технологических компетенций, в том числе путем проведения опытно-промышленных работ. В регионе активно используются методы повышения нефтеотдачи пластов: гидроразрыв пласта, бурение боковых стволов, горизонтальных скважин и др. При помощи многоуровневой системы мониторинга разработки месторождений с использованием геолого-технологических моделей ЛУКОЙЛ проводит непрерывную оптимизацию разработки месторождений.
На территории региона реализуется ряд новых проектов роста:
Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция обладает значительным потенциалом роста добычи высоковязкой нефти.
На тяжелую нефть приходится около 6% доказанных запасов углеводородов Группы, основная часть которых относится к Ярегскому и Усинскому месторождениям. Разработка данных запасов стимулируется специальными налоговыми ставками.
Компания начала деятельность в регионе в 1999 году после приобретения контрольного пакета акций ОАО «КомиТЭК». В 2001 году были приобретены контрольные пакеты в ООО «Харьяганефть», ОАО «Битран», ЗАО «Байтек-Силур», ООО «АмКоми».
В связи с ростом добычи и отсутствием в регионе развитой инфраструктуры в 2000 году на Баренцевом море был построен отгрузочный терминал вблизи поселка Варандей. Терминал позволяет осуществлять круглогодичную отгрузку нефти из Тимано-Печорской провинции и поставлять ее на международный рынок, в частности в США. В середине 2008 года терминал был введен в эксплуатацию после расширения мощности до 12 млн т/год.
Компания активно развивает проекты роста в регионе: Ярегское и Усинское месторождения высоковязкой нефти. Также успешно реализуется проект в рамках совместного предприятия по разработке месторождений им. Р. Требса и А. Титова.
- Ярегское месторождение (высоковязкая нефть)
- Усинское месторождение (высоковязкая нефть)
-
Месторождения им. Р. Требса и А. Титова
В 2011 году ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО АНК «Башнефть» создали совместное предприятие по разработке нефтяных месторождений им. Р. Требса и А. Титова. Доля Компании составляет 25,1%.
Месторождение им. Р. Требса и месторождение им. А. Титова расположены на северо-востоке Ненецкого автономного округа. Оба месторождения находятся в Садаягинской ступени Хорейверской впадины.
Добыча нефти в Поволжье началась в 1930-х годах, и вплоть до конца 1970-х годов регион являлся крупнейшим по разведанным запасам и добыче нефти в стране.
Поволжье является традиционным регионом нефте- и газодобычи Компании. ЛУКОЙЛ начал деятельность в регионе в 1995 году с момента передачи постановлением Правительства РФ ряда добывающих предприятий региона в уставный капитал Компании.
ЛУКОЙЛ является пионером освоения российского сектора дна Каспийского моря. Благодаря усилиям Компании в данном регионе было открыто более десяти месторождений.
Предуралье является традиционным регионом нефте- и газодобычи Компании. ЛУКОЙЛ начал деятельность в регионе в 1995 году с момента передачи в соответствии с постановлением Правительства РФ акций ряда добывающих акционерных обществ региона в уставный капитал Компании.
Месторождения Предуралья являются сравнительно небольшими по объему запасов и характеризуются значительной географической разрозненностью. Однако наличие в данном регионе высокоразвитой транспортной инфраструктуры, а также собственного НПЗ и газоперерабатывающих мощностей Компании значительно повышает эффективность разработки месторождений. Применение современных технологий позволяет увеличивать коэффициент извлечения нефти и объемы добычи в регионе.
Особенностью геологоразведки в Пермском крае является наличие большого количества природоохранных и водоохранных зон на площадях развития калийно-магниевых солей. С целью соблюдения экологического законодательства, а также экологической политики Компании, разработаны и внедрены специальные экологосберегающие технологии и методики сейсморазведочных и буровых работ.
ЛУКОЙЛ начал деятельность в Калининградской области в 1995 году с момента передачи в соответствии с постановлением Правительства РФ акций ряда добывающих акционерных обществ региона в уставный капитал Компании.
Основные перспективы развития в регионе связаны с разработкой месторождений на шельфе Балтийского моря.
Компания обладает уникальным опытом работы на Балтике, что позволяет минимизировать риски при разработке новых месторождений и сокращать сроки реализации новых проектов.
Близость к экспортным рынкам сбыта и наличие собственной транспортной инфраструктуры сокращает транспортные расходы и увеличивает экономическую эффективность работ в данном регионе.