Этические принципы, изложенные в Кодексе деловой этики ПАО «ЛУКОЙЛ», являются фундаментом корпоративной культуры Группы и охватывают все аспекты делового поведения. Компания распространяет действие норм этичного поведения на отношения с партнерами, поставщиками и подрядчиками, информируя их о корпоративных правилах, и настоятельно предлагает им ознакомиться с Кодексом деловой этики.
Кодекс деловой этики содержит нормы, соответствующие лучшим международным практикам и стандартам этики бизнеса.
Основным механизмом мониторинга соблюдения норм корпоративной этики является деятельность Комиссии по деловой этике, созданная для рассмотрения соответствующих вопросов и фактов нарушения положений Кодекса деловой этики. Председателем Комиссии является Президент ПАО «ЛУКОЙЛ». В случае возникновения ситуаций, требующих внимания руководства Компании, информация направляется председателю Комиссии.
Заинтересованные стороны могут обратиться в Комиссию по деловой этике по всем доступным каналам связи, обращения принимаются на всех языках стран присутствия Группы (электронная почта ethics@lukoil.com – доступна круглосуточно, письменное обращение в адрес Комиссии по деловой этики, телефонная связь).
Конфиденциальность источника, сообщившего о нарушении, гарантируется. Помимо Комиссии работники также имеют возможность обратиться по вопросам нарушения Кодекса и своих прав в соответствующие структуры профсоюзов.
Кодекс деловой этики является общекорпоративным документом, поэтому соблюдение корпоративных этических норм обязательно для всех работников организаций Группы «ЛУКОЙЛ», включая зарубежные. Ответственность за соблюдение персоналом локальных нормативных актов Компании и организации несут руководители организации.
В случае обнаружения подтвержденных нарушений требований локальных нормативных актов со стороны работников организаций Группы могут быть приняты решения о выплате переменной части вознаграждения (ежемесячной премии/ годовой премии) в неполном размере. Величина снижения размера премии зависит от существенности выявленного нарушения.
В основе деятельности Группы «ЛУКОЙЛ» лежат корпоративные ценности, позволяющие вести бизнес в соответствии с высокими этическими стандартами, среди которых безусловное исполнение требований законодательства, неукоснительное соблюдение прав человека и неприятие коррупции в любых проявлениях, приверженность правилам честной конкуренции.
Антимонопольная политика Компании базируется на принципах законности, добросовестной конкуренции, осведомленности работников о требованиях действующего антимонопольного законодательства стран присутствия и персональной ответственности за их нарушение.
Работники в обязательном порядке знакомятся с положениями Антимонопольной политики и требованием руководствоваться ее нормами в своей деятельности. Контроль за соблюдением данного документа и иных локальных нормативных актов, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, возложен на Рабочую группу по обеспечению взаимодействия организаций Группы «ЛУКОЙЛ» с Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами по вопросам, касающимся производственно-коммерческой деятельности.
Группа «ЛУКОЙЛ» придерживается принципа нулевой толерантности - полного неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении деятельности вне зависимости от юрисдикции и норм местного законодательства, даже если они допускают отдельные виды коррупции (например, платежи для упрощения формальностей).
Компания не осуществляет и не поощряет коррупционные действия, в том числе со стороны деловых партнеров, а также прилагает все усилия для их предотвращения. В Компании неприемлема практика выплат вознаграждений или использования иных форм стимулирования в отношении представителей органов государственной власти.
Политика по противодействию коррупции устанавливает единые принципы, цели и задачи в области противодействия коррупции. Также Политика определяет ключевые мероприятия, снижающие вероятность реализации коррупционных рисков в следующих ситуациях:
подарки и представительские расходы;
конфликт интересов, благотворительная и спонсорская деятельность, взаимодействие с контрагентами, участие в политической деятельности, взаимодействие с конкурентами, органами власти и др.
Ознакомление работников с Политикой под роспись обязательно проводится при приеме на работу.
Применяя принцип должной осмотрительности, Компания осуществляет проверки контрагентов организаций Группы на предмет их благонадежности. Внедрена ИСУ «Система мониторинга благонадежности контрагентов», позволяющая определять уровень риска российских контрагентов на этапе заключения договоров на приобретение товаров, работ и услуг, а также в ходе их исполнения. Данная система позволяет автоматизировать процесс проверки благонадежности контрагентов и снизить влияние человеческого фактора на оценку данных рисков.
Создана «Горячая линия» (anticorruptionline@lukoil.com), на которую любое заинтересованное лицо может сообщить о фактах или подозрениях, связанных с нарушениями антикоррупционного законодательства и/или положений Политики, а также о согласии оказывать содействие при проведении расследований.