ЛУКОЙЛ уделяет особое внимание вопросам экологической и промышленной безопасности в Арктике. В Компании выстроена эффективная система контроля безопасности работ в зоне многолетней мерзлоты, применяются наиболее современные технические решения и методы инженерной защиты. Климатические особенности северных территорий учитываются на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации всех производственных объектов.
Компания усиливает внимание к рискам, связанным с деятельностью в Арктике, осуществляет мониторинг состояния окружающей среды по релевантному диапазону параметров и разрабатывает мероприятия для предотвращения реализации выявленных рисков и потенциальных негативных последствий для окружающей среды.
В 2020 году Компания провела оценку физических рисков в Арктической зоне путем выполнения сценарных прогнозов изменения погодно-климатических условий на данной территории за период 2031–2050 годов по сравнению с 1991–2010 годами для нескольких сценариев антропогенного воздействия на климат.
На этапе проектирования производственных объектов проводится оценка влияния климатических изменений, учитывается возможное таяние многолетней мерзлоты, объекты проектируются с большим запасом прочности на основе инженерных расчетов и геологических изысканий. Применяются инженерные решения, которые позволяют предотвращать дополнительное растепление мерзлых грунтов, сохранять целостность оборудования и снижать потери продукта.
Трубопроводы, здания, сооружения и резервуарные парки строятся на свайных основаниях.
При пересечении водных объектов строятся воздушные переходы.
Бурение скважин осуществляется наклонно-направленным методом («труба в трубе»), что препятствует сильному прогреванию грунтов.
Строительство на сваях. Строительство трубопроводов в основном ведется в надземном исполнении на высоких свайных основаниях. При строительстве объектов сваи, сделанные из хладостойкой стали, погружаются в скважины. Полости в пределах слоя сезонного промерзания и оттаивания заполняются морозостойким бетоном. Нижние концы свай погружены ниже подошвы льдов не менее чем на 0,5 м. На сваи нанесены геодезические маркеры, которые указывают отклонение свай из-за просадки или подвижки грунта. Для своевременного выявления степени осадки оборудования проводится нивелировка маркеров свайных оснований и фундаментов (один раз в два года).
Системы термостабилизации. Для поддержания температурного режима многолетнемерзлых грунтов и устранения непредвиденных выделений тепла используются следующие решения:
системы температурной стабилизации, представляющие собой герметичные конструкции из труб, заправленных хладагентом;
стабилизаторы пластично-мерзлых грунтов;
экраны теплоизоляции в основании подземных емкостей;
наружная теплоизоляция объектов.
Использование полимерных труб. Одним из перспективных решений Компания считает использование полимерных армированных труб. К их основным преимуществам относятся: увеличенный срок службы; коррозионная стойкость к перекачиваемым средам; возможность применения в условиях с низкой несущей способностью грунтов; адаптация к смещению грунтов в осенне-зимний период и в весенний паводок, а также в результате изменений многолетней мерзлоты; низкий коэффициент теплопроводности (снижение потерь тепла) и другие характеристики.
На этапе эксплуатации проводится систематическое обслуживание и контроль состояния зданий и оборудования, включая:
контроль температур ответственных узлов, характеристик и вибрации, проверка центровки основного технологического оборудования;
мониторинг фундаментов состояния зданий и сооружений;
контроль глубины сезонного протаивания и уровня грунтовых вод.
Мониторинг оборудования проводится не реже одного раза в год квалифицированными специалистами, привлекаемыми на договорной основе, и работниками ЛУКОЙЛа (например, осуществляются маркшейдерские осмотры и геотехнический мониторинг). С целью предотвращения схода трубопроводов с опорной части из-за сезонного движения многолетнемерзлых пород проводится выравнивание их свайного основания. В случае обнаружения нарушений теплового режима грунтов, превышающих допустимые значения, принимаются дополнительные меры для восстановления первоначальной температуры.
Мониторинг технического состояния магистрального газопровода ГТС Большехетской впадины производится один раз в год с помощью вертолетного обследования с применением лазерного локатора утечек газа, а также ежемесячно в ходе объезда его линейной части.
Предусмотрены организационные мероприятия по изменению графиков проведения работ по обслуживанию технологического оборудования, доступ к которому зависит от погодных условий.