ЛУКОЙЛ обладает значительным опытом реализации проектов по разведке и добыче углеводородов в северных и южных морях и управляет самой протяженной среди российских нефтегазовых компаний системой морских подводных трубопроводов (более 550 км).
В России ЛУКОЙЛ является оператором следующих морских проектов:
в Балтийском море: разработка месторождений Кравцовское и D-41;
в Каспийском море: разработка месторождений им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского, обустройство месторождения им. В. Грайфера;
в Баренцевом море: построен и работает морской терминал «Варандей» по перевалке нефтепродуктов.
Дополнительная информация в разделе сайта «Проекты роста»
В России разведка и добыча на лицензионных участках проводится на глубинах менее 150 м, т.е. проекты не являются глубоководными. Вместе с тем за рубежом ЛУКОЙЛ участвует в глубоководных проектах, в которых работы ведутся на глубинах более 150 м.
ЛУКОЙЛ также участвует в международных консорциумах по реализации проектов геологоразведки, в том числе глубоководных запасов.
Проекты, в которых ЛУКОЙЛ не является оператором:
в Гвинейском заливе, Каспийском море (сектор Азербайджана), Баренцевом море (сектор Норвегии), Мексиканском заливе (блоки 10 и 28);
Проекты, в которых ЛУКОЙЛ является оператором:
в Черном море (сектор Румынии);
в Мексиканском заливе (Блок 12).
Дополнительная информация в разделе сайта «Зарубежные проекты»
Освоение морских месторождений технологически сложнее расположенных на суше, поэтому для успешной работы требуются инновационные решения и технологии, обеспечение абсолютной надежности оборудования и производственных процессов.
В рамках системы управления промышленной безопасностью ЛУКОЙЛ в обязательном порядке проводит оценку рисков морских проектов с использованием сценарного моделирования на этапе проектирования производственной деятельности, а также в процессе эксплуатации производственных объектов.
Система локальных нормативных актов и внутренних стандартов и процедур ЛУКОЙЛа построена в соответствии с российскими Правилами безопасной эксплуатации морских объектов нефтегазового комплекса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правилами Регистра по классификации и постройке морских стационарных платформ и трубопроводов Российского морского регистра судоходства. Данная организация является действительным членом Международной ассоциации классификационных обществ и осуществляет надзор за соответствием морских объектов нормам морского права и требованиям международных конвенций. Строительство и эксплуатация морских объектов разрешается только при наличии заключений об их соответствии указанным требованиям и разрешений, выдаваемых государственными органами.
Организации ЛУКОЙЛа в своей работе руководствуются корпоративными Методическими указаниями по обеспечению надежности морских трубопроводов и стандартами, в которых сформулированы более жесткие требования безопасности по сравнению с требованиями законодательства Российской Федерации. Также действует типовой регламент, в котором приведены классификация дефектов скважин и правила их ремонта. Все работы проводятся в соответствии с данными документами.
Морские экосистемы являются особо уязвимыми к негативным воздействиям, учитывая высокую скорость распространения загрязнений в морской среде, способность накапливать загрязнения в донных отложениях, а также высокий риск гибели живых организмов и растительного мира в случае аварий или хронических загрязнений. Основные экологические риски при реализации морских проектов связаны с разливами нефти, буровых растворов и других опасных жидкостей.
В Компании проводится планомерная работа по снижению экологических рисков и вероятности аварийных разливов. Предпринимаемые комплексные меры обеспечивают высокую степень защиты морской среды.
Основным принципом ЛУКОЙЛа при ведении работ на море является «нулевой сброс», исключающий отведение в морскую среду любых видов отходов, образующихся в результате производственной деятельности. Все отходы собираются в герметичные контейнеры, которые затем вывозятся на берег для обезвреживания и утилизации.
Все проекты по строительству скважин на море проходят Государственную экологическую экспертизу и согласовываются в региональных органах исполнительной власти. В документацию рабочего проекта строительства включаются результаты расчета потенциального ущерба окружающей среде и перечень компенсационных мероприятий.
Проектирование, строительство, техническое обслуживание, водолазное обследование и ремонт морских объектов (скважин и трубопроводов) осуществляют сервисные компании, имеющие высокую репутацию в нефтегазовой отрасли и обладающие новейшими технологиями. Выбор исполнителей (подрядчиков) производится по результатам тендерных процедур и технического аудита. К оценке соответствия представленной проектной и рабочей документации требованиям надежности и безопасности привлекаются независимые эксперты.
В процессе эксплуатации объектов все работы осуществляются под руководством организаций Группы «ЛУКОЙЛ» через супервайзеров, работающих непосредственно на буровых платформах, и инженеров-технологов. В целях повышения ответственности за выполнение работ и услуг заключаются отдельные прямые контракты на каждый вид работ или сервисных услуг (бурение, сопутствующие сервисы и другие).
Наблюдение за работой и состоянием скважин и трубопроводов осуществляется круглосуточно, результаты измерений поступают в систему дистанционного контроля, которая находится под постоянным надзором обслуживающего персонала. Мониторинг проводится инструментальными методами, в том числе с использованием цифровых программных продуктов.
Для поддержания подводных трубопроводов в надлежащем техническом состоянии применяются различные методы, в том числе ежегодный водолазный осмотр трасс. Периодичность осмотров строго регламентирована законодательством и корпоративными стандартами. Используются методы внутритрубной и визуальной диагностики: измеряется толщина стенки трубопровода, потери/расслоение металла, пространственное положение оборудования; установлены системы коррозионного мониторинга; применяется оборудование по обнаружению утечек. Организации Группы обладают российской технологией «Белуга», с помощью которой возможно проводить ремонт труб под водой без остановки перекачки продукта.
ЛУКОЙЛ предпринимает меры для предотвращения и раннего обнаружения газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов. В соответствии с международными стандартами по управлению скважиной (Well Control) применяется система контроля, которая состоит из двух линий защиты. Первая линия защиты направлена на предотвращение притока пластового флюида в скважину за счет поддержания достаточного гидростатического давления столба жидкости. Вторая линия защиты включает противовыбросовое оборудование, предназначенное для герметизации устья скважины и ее глушения в случае необходимости, для контроля состояния скважины и давления, а также проведения технологических операций.
Работники знакомятся с инструкциями по фонтанной безопасности под роспись в журнале регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте. Для поддержания необходимых навыков быстрого реагирования проводятся контрольные учебные тревоги «Выброс» не реже одного раза в месяц. Знания правил безопасности проверяются также в ходе учебно-тренировочных занятий.
Экологический и спутниковый мониторинг проводится в целях выявления нефтяного загрязнения акваторий в районах производственной деятельности Компании, а также получения данных о состоянии морской среды и биологических видов.
В России заключаются контракты со специализированными организациями на постоянный мониторинг акваторий Балтийского и Каспийского морей в границах лицензионных участков недр. В рамках выполняемых наблюдений контролируется около 300 показателей. Применяются новые методы оценки, такие как наблюдения со стационарных донных станций и идентификация источников углеводородного загрязнения.
Подробная информация представлена в разделе «Экологический мониторинг».