В Компании создана система мер по предотвращению разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций.
Требования по выполнению мероприятий в целях предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций и реагирования при их возникновении определены в корпоративном стандарте «Предупреждение аварий и чрезвычайных ситуаций, готовность к их ликвидации. Реагирование при возникновении аварии и чрезвычайной ситуации».
Организации Группы «ЛУКОЙЛ» в обязательном порядке обязаны проводить идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий и связанных с ними угроз, а также своевременную корректировку мер по снижению этих рисков.
Созданы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которые являются координационным органом системы предупреждения и ликвидации ЧС. Комиссии рассматривают весь комплекс вопросов, связанных с недопущением возникновения аварий и ЧС.
Контроль за управлением рисками возникновения аварий и ЧС, а также ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению промышленной и экологической безопасности возложены на первого вице-президента ПАО «ЛУКОЙЛ».
В целях предотвращения разливов и контроля изменения обстановки в случае возникновения ЧС проводится воздушное патрулирование производственных объектов с помощью беспилотных летательных аппаратов, в том числе оборудованных двигателем внутреннего сгорания, которые могут работать в условиях Крайнего Севера. Основное преимущество таких аппаратов – своевременное выявление разгерметизации трубопроводов с нефтеразливами. Периодичность облетов зависит от местных условий и характера производственных объектов: в частности, облет внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов проводится не реже одного раза в три дня.
Ежегодно проводится работа по подготовке трубопроводов к осенне-зимнему сезону и весеннему паводку, частота обходов (осмотров) увеличивается на участках, находящихся в зоне возможного затопления.
ЛУКОЙЛ в обязательном порядке проводит оценку рисков возможных разливов нефти и нефтепродуктов с использованием сценарного моделирования на этапе проектирования производственной деятельности, а также в процессе эксплуатации производственных объектов.
На этапе проектирования риски оцениваются в рамках процедуры Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). На этапе осуществления деятельности оценка рисков проводится при составлении планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (Планы ПЛРН). В документах приведены обоснование уровня возможной аварийной ситуации, анализ сценариев ее возникновения и развития, а также прогноз последствий для производственного объекта, окружающей природной среды, работников Компании и жителей прилегающих территорий.
Для снижения вероятности реализации выявленных рисков предпринимаются предупредительные меры (учения и тренировки спасательных формирований; обслуживание, ремонты и замена оборудования; мониторинг территории лицензионных участков и др.). При наступлении аварийной ситуации применяются меры реагирования и меры по ликвидации последствий (в соответствии с планами ПЛРН).
Во всех организациях в России, в которых имеется опасные производственные объекты, введены в действие Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов. Каждый документ представляет собой подробный регламент мероприятий и действий по предотвращению, обнаружению и ликвидации последствий ЧС в целях быстрого реагирования и эффективного взаимодействия участников аварийно-спасательных операций. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов содержит:
описание действий при получении сигнала об аварии на объекте;
процедуры оповещения подразделений ЛУКОЙЛа, государственных органов и местных органов власти;
распределение ответственности за организацию и руководство действиями спасательных подразделений;
мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения и другие действия.
Ознакомление производственно-технического персонала организаций Группы «ЛУКОЙЛ» с планом локализации и ликвидации аварий оформляется документально в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте под роспись.
Ответственность за своевременное и правильное составление плана локализации и ликвидации аварий и его соответствие действительному положению на производстве несут руководитель объекта и технический руководитель каждой организации.
При разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов предусмотрены мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения нефтью и нефтепродуктами представителей животного мира. Они включаются в документ в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а также на добровольной основе для районов с повышенной уязвимостью территорий. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов морских объектов перед утверждением в обязательном порядке проходят государственную экологическую экспертизу.
Помимо Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов на регулярной основе проводятся проверки соблюдения требований безопасности в рамках производственного контроля и корпоративного надзора Интегрированной системы управления. При выявлении несоответствий разрабатываются и реализуются планы корректирующих и предупреждающих действий.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» созданы аварийно-спасательные формирования (АСФ), в которых заняты работники Компании. Общая численность спасателей составляет более двух тысяч человек, некоторые базируются непосредственно на производственных объектах. Кроме того, на постоянной основе заключаются договоры по обслуживанию и проведению аварийно-спасательных работ с профессиональными наиболее подготовленными и опытными АСФ. Организации добычи, на объектах которых установлены риски возникновения фонтанирования нефти, заключают договоры с профессиональными АСФ на проведение профилактических работ и работ по ликвидации газоводопроявлений и открытых фонтанов. Все АСФ (штатные и сторонние /нештатные) аттестованы на право ведения аварийно-спасательных работ.
Прибытие АСФ на место происшествия регламентируется планами по предупреждению и ликвидации аварийных разливов. Если инцидент произошел в отдаленной местности, первыми реагируют те АСФ, которые размещаются ближе всего к месту происшествия.
В соответствии с законодательством Российской федерации время локализации разлива нефти с момента его обнаружения или с момента поступления информации о разливе не должно превышать четырех часов (при разливе на воде) и шести часов (при разливе на суше).
Высокая степень готовности АСФ обеспечена благодаря постоянной практической отработке действий в ходе регулярных учений и тренировок, а также прохождению теоретической подготовки. Учения федерального и регионального уровней проводятся ежегодно. Особое внимание уделяется учениям на морских и речных терминалах ЛУКОЙЛа и на объектах добычи нефти. Учебно-тренировочные занятия проводятся не реже одного раза в год, а также при вводе в действие вновь утвержденных планов локализации и ликвидации аварий. С целью закрепления навыков проводятся плановые и внеплановые учения и тренировки. Руководители нештатных АСФ дополнительно обучаются по программе подготовки руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обучение проводится как при первичной, так и при повторных аттестациях.
Корпоративные АСФ привлекаются также к участию в работах по ликвидации ЧС, которые происходят в регионах присутствия ЛУКОЙЛа, но не связаны с деятельностью Компании. Таким образом ЛУКОЙЛ оказывает помощь администрациям и жителям регионов.
Значительную часть работ для организаций геологоразведки и добычи ЛУКОЙЛа выполняют подрядные сервисные компании. В целях обеспечения высокого качества работ в Группе «ЛУКОЙЛ» используется комплексный подход, сочетающий методы контроля и взаимодействия с контрагентами.
Супервайзеры со стороны ЛУКОЙЛа осуществляют постоянный контроль исполнения сервисными компаниями проектной документации, планов работ, требований норм промышленной безопасности. Супервайзеры используют контрольные листы, содержащие весь спектр вопросов – от ведения документации до качества и безопасности выполнения работ. Проведение работ по гидроразрыву пласта сопровождается усиленным контролем со стороны супервайзеров и специалистов ЛУКОЙЛа.
Организуются периодические контрольные выездные проверки производственных объектов. В группы проверки входят представители инженерно-технических служб бурения и подразделений, ответственных за вопросы охраны труда и промышленной безопасности организаций ЛУКОЙЛа.
Применяется практика присвоения рейтинговых оценок качества работ по строительству и реконструкции скважин, выполняемых сервисными компаниями.
На постоянной основе с контрагентами обсуждаются наиболее актуальные вопросы, организован совместный поиск методов повышения качества и безопасности ведения работ.
Представители подрядных организаций участвуют в Днях безопасности, которые регулярно проводят ПАО «ЛУКОЙЛ» и организации Группы, имеют возможность осваивать передовые методы ведения работ и представлять собственные лучшие практики.
На производственных объектах ЛУКОЙЛа созданы и поддерживаются в постоянной готовности локальные системы оповещения при наступлении аварийной ситуации. Дежурно-диспетчерские службы организаций ЛУКОЙЛа оперативно передают информацию о возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций в Центральное диспетчерское управление ПАО «ЛУКОЙЛ», которое производит оповещение руководящих работников Компании и надзорные органы. Сообщаются сведения о факте аварии, времени ее возникновения, масштабах воздействий и количестве пострадавших.
При возникновении аварии в первую очередь оповещаются штатные работники и персонал подрядных организаций, находящийся на производственных объектах ЛУКОЙЛа, а также аварийно-спасательные формирования, привлекаемые к ликвидации аварий. Для их защиты предпринимаются первоочередные меры по спасению и эвакуации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также территориальные органы федеральных служб оповещаются об аварии в соответствии с требованиями действующего законодательства. В зарубежных странах действия по оповещению об аварии проводятся в соответствии с местным законодательством.
В ходе операций по локализации и ликвидации аварии поддерживается постоянный взаимный обмен информацией между всеми участниками.
При возникновении крупных аварий создается оперативный штаб. С места аварии передается видеоизображение в онлайн-режиме в Центральное диспетчерское управление для координации работ. Контроль за ходом работ осуществляется вплоть до полного устранения последствий, включая рекультивацию загрязненного участка. Оповещение и (при необходимости) эвакуацию населения осуществляют МЧС и местные или региональные органы власти.
Пожары на объектах добычи и переработки нефти и газа могут создавать опасные ситуации и нанести значительный ущерб не только производственным объектам, но и жителям соседних населенных пунктов и природной среде. Кроме того, некоторые производственные объекты расположены в зонах, подверженных более частым лесным пожарам. Для снижения риска негативных последствий на всех производственных объектах ЛУКОЙЛа разработаны правила противопожарного режима, проводится контроль их соблюдения, включая следующие мероприятия:
- обязательные профилактические мероприятия: инструктажи, обучение мерам пожарной безопасности, контроль со стороны непосредственных руководителей и ответственных лиц за производством работ;
- комплексный аудит организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;
- экспертная оценка проектных решений в части соответствия требованиям пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении производственных объектов;
- своевременное техническое обслуживание и контроль работоспособности систем и средств противопожарной защиты объектов;
- постоянный контроль исправности пожаро- и взрывоопасного технологического оборудования и соблюдения технологических схем производственных процессов;
- проведение совместных с подразделениями федеральной противопожарной службы учений и тренировок при обеспечении противопожарной защиты объектов.